Деноминационные отличия

Наше отношение к отдельно взятым вопросам, на которые существуют разные точки зрения в отдельно взятых деноминациях или конфессиях.

1. О Священном Писании и других писаниях. 

Мы признаём Священное Писание (каноническую Библию) единственно достаточным, достоверным и непогрешимым эталоном, Словом Бога, данным человеку для спасения, веры и послушания. Весь замысел Божий, касающийся всего необходимого для Его личной славы, а также для спасения, жизни и веры человека прямо изложен или обязательно содержится в Священном Писании, к которому ни в какие времена ничего не следует прибавлять ни посредством нового откровения Духа, ни через предания людей (Откр.22,18-19)..

2. Об имени Бога. 

Мы верим в Бога Яхве — Сущего, Творца неба и земли, Которого Иисус Христос открыл нам, как Своего и нашего Небесного Отца. Мы признаём также и другие имена Бога, встречающиеся в Библии: Бога-Отца — Саваоф, Адонай, Эль Шаддай, Элохим и другие; Бога-Сына — Иисус Христос, Мессия, Помазанник, Эммануил и другие; Бога-Духа Святого — Утешитель, Дух истины и другие.

3. Об исполнении субботы. 

Мы верим, что суббота — это знамение между Богом и Израилем (Исх.31,16-17) и христиане свободны от этого установления, как и от всего закона Моисеева (Деян.15,5-29Кол.2,16-17Еф.2,15).

4. О существовании ада, воскресении и бессмертии души. 

Мы верим, что будет суд для всех грешников (Евр.9,27). Мы верим, что ад и озеро огненное уготовано не человеку, а диаволу и ангелам его (Мф.25,41). Это реальное место вечного мучения, и обольщённые слуги диавола наследуют его участь (Мф.25,46Лк.16,23). Мы верим, что Иисус Христос воскрес из мёртвых телесно, и умерших во Христе Он воскресит для новой жизни (1Кор.15,20-232Кор.5,8Фил.1,23-24). Мы верим в бессмертие души, а воскресение из мёртвых понимаем как воскресение в теле (Фил.3,21Ис.26,19Иов.19,25-27). Мы верим, что после смерти человек не переходит в состояние небытия, но душа человека продолжает существовать, находясь в полном сознании.

5. О возможности спасения после смерти. 

Спасение Божие через Иисуса Христа предназначено только для живущих людей. Попадая в загробную жизнь, умерший человек уже не имеет возможности изменить свою участь и никто из близких и родных при жизни также не имеют возможности повлиять на участь умершего какими-либо действиями (молебнами, прошениями, поминаниями). Мы не молимся за души умерших, участь которых уже определена, так как не находим основания для этого в Писании, но призываем живых к спасению пока не поздно (Евр.9,27Лк.16,19-31).

6. О потере спасения. 

В отношении этого вопроса существуют две противоположные крайние точки зрения: кальвинизм и арминианство (см.специальную литературу). Мы не считаем себя сторонниками ни одной из этих позиций и верим, что в этом вопросе мы должны учитывать как всеведение, всемогущество, святость и другие качества Бога, так и свободную волю человека, никогда не нарушаемую Богом. Мы верим, что если христианин всячески стремится жить свято и исполнять Божьи заповеди и сознательно не отступает от веры, то он будет спасён, благодаря Божьей силе, милости и могуществу. Если же христианин, используя Богом данный дар свободной воли, впоследствии отпадает от веры, начиная сознательно грешить, то он лишается спасения (2Пет.1,8-11; 2,15-222Ин.8-9Мф.7,21-22Евр.10,26-27).

7. О крещении и исполнении Духом Святым. 

Мы верим в крещение Духом Святым, целью которого является пребывание во Христе, гармония с Богом (Ин.14,20), проявление плода Святого Духа (Гал.5,22-24) и способность быть верным свидетелем Иисуса Христа (Деян.1,8). Мы верим, что крещение Духом Святым происходит в момент уверования (возрождения свыше и водного крещения) (1Кор.12,13Еф.4,5Мк.16,16). Мы не верим, что крещение Духом Святым должно сопровождаться какими-либо знамениями, в частности знамением говорения на языках. Крещение Духом Святым происходит однажды, а исполнение Духом происходит многократно (Еф.5,18Деян.13,52).

8. О духовных дарах. 

Духовные дары — это природные, приобретённые и полученные сверхъестественным путём способности, через которые Дух Святой проявляется, наставляя, созидая и умножая церковь. Мы верим, что Дух Святой даёт различные дары верующим, распределяя их каждому как Ему угодно. Мы верим, что каждому верующему даётся проявление Духа на пользу для служения в церкви. Мы верим, что Дух Святой вправе распоряжаться когда, кому и сколько давать духовных даров. Библия призывает нас ревновать о дарах духовных (1Кор.12,311Кор.14,1).

9. О пророках и пророчествах. 

Дар пророчества — это особая способность, благодаря Духу Святому, передавать Божьи откровения людям. Этот дар помогает слышать волю Господню применительно к конкретной ситуации. Мы верим, что дар пророчества в ранней церкви был актуален до формирования канона Нового Завета. Господь и по сегодняшний день посылает откровения верным людям в Своей церкви, но мы не присваиваем никому особое звание пророка и никакое откровение от человека сегодня не может приравниваться к авторитету Библии. Мы верим, что Писание есть «вернейшее пророческое слово» и провозглашающие это слово являются пророками (2Пет.1,19).

10. Об иных языках. 

Мы верим, что библейские иные языки — это существующие иностранные наречия. Мы верим, что Бог может дать и сегодня дар чудесного говорения на иностранных языках с целью благовестия, если будет необходимо, но широко распространённое в других церквах современное явление глоссалалии (говорения на языках) мы не можем считать даром Духа Святого. Мы считаем, что не должны выпрашивать этот дар у Бога, потому что Дух Святой имеет полное право давать дары кому хочет и какие хочет (1Кор.12:11).

11. Об исцелении и здоровье. 

Мы верим, что Бог желает, чтобы мы были физически здоровы, но гораздо более важно для Него наше духовное здоровье. Мы верим, что Бог может допускать физические болезни, чтобы достичь Своих целей в нас:

  • остановить на греховном пути;
  • что-то открыть, показать или чему-то научить;
  • привести нас в состояние смирения, чтобы сила в служении была приписываема Богу и др. (2Кор.12,7-10).

Мы не верим в то, что настоящий христианин не должен болеть (Фил.2,25-272Тим.4,20), но верим, что Бог может дать исцеление, если это согласуется с Его волей в данный момент. Исцеление может совершаться по личной молитве больного, по молитве других верующих, а также при молитве служителей с возложением рук, иногда с помазанием елеем (Иак.5,14-16)

12. О материальном благосостоянии. 

Мы верим, что Бог желает, чтобы все верующие имели материальный достаток и «были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9,8). Но Библия говорит, что одним из распространённых грехов является грех сребролюбия и обогащения (1Тим.6,9-10). Богатство является искушением этого мира. Библия призывает нас быть всегда «благочестивым и довольным» (1Тим.6,6-8). Богатые должны быть внимательны, чтобы уповать не на своё богатство, но на Бога живого и быть добрыми, щедрыми и общительными. (1Тим.6,17-19). Мы не верим в то, что настоящий христианин обязательно должен быть богатым, и что бедность — признак неправильных отношений с Богом. Мы верим, что праведника, делающего всё возможное, чтобы прокормить себя и семью, Бог не оставит без пропитания (Пс.36,25-26). Мы верим, что Бог заботится о тех, кто ищет в первую очередь небесного (Мф.6,33Кол.3,2)

13. О почитании Девы Марии. 

Мы с почтением относимся к Деве Марии, потому что она удостоилась высокой чести от Бога — родить в мир Сына Божия Иисуса Христа. Но мы не верим в то, что Дева Мария сегодня может принимать наши молитвы и ходатайствовать за нас перед Богом. Мы верим, что Иисус Христос — единственная Личность, обладающая правом и властью ходатайствовать пред Отцом за человечество, поэтому мы не молимся Деве Марии и не верим в её заступничество. (1Тим.2,5Фил.2,5-11)

14. О почитании святых и икон. 

Мы верим, что поклоняться мы должны только одному Богу в трёх ипостасях: Отцу, Сыну и Духу Святому (Мф.4,9-10Ин.5,232Кор.13,13). Нельзя поклоняться ни ангелам, ни святым, ни каким другим творениям (Рим.1,25Кол.2,10Откр.19,10). Из-за греха, который разделяет человека с Богом, нельзя поклоняться Богу без посредника, и посредником не может быть ничто и никто, кроме Христа (Ин.14,6Еф.2,18Кол.3,171Тим.2,5). Мы должны помнить подвиги мужей веры и их жизнь, но они не могут быть нашими заступниками перед Богом. В поклонении Богу мы не должны использовать какие-либо видимые образы или поклоняться каким-либо иным способом, который не предписан в Священном Писании (Быт.4,1-5Исх.20,4-6Мф.15,3.8-94Цар.16,10-18Лев.10,1-3Втор.17,3; 4,2; 12,29-32; И.Н.1,7; 23,6-8; Мф.15,13Кол.2,20-232Тим.3,15-17).

15. О крещении младенцев. 

Мы верим, что крещение — есть акт сознательного посвящения себя Господу и церкви, поэтому дети, ещё неспособные понимать истины Библии и на их основании делать собственный выбор, не могут быть крещены до достижения сознательного возраста (Деян.8,36-37; Пет.3,21). Мы не крестим младенцев, потому что не видим оснований в Библии для этой практики. По примеру Иисуса Христа мы совершаем молитву благословения над детьми (Мф.19,13-15), а когда они вырастают и сознательно принимают Христа своим Спасителем, тогда крестятся по вере водным погружением. Мы не устанавливаем определённый возраст, когда можно крестить и каждый случай рассматриваем индивидуально.

16. О браке и планировании семьи. 

Мы верим, что Библия не советует вступать в брак с неверующими (2Кор.6,14-171Кор.7,39Мф.19,5). При вступлении в брак между верующими должно быть полное духовное единство.

17. О службе в силовых ведомствах. 

Мы считаем, что принятие воинской присяги и несение службы в силовых ведомствах это вопрос совести каждого верующего и каждый верующий волен поступать в соответствии со своим личным убеждением (Иоан.15:13), в то же время видим, что наш Господь Иисус Христос учил возлюбить своих врагов (Матф.5:44).

18. О внешнем виде. 

Мы верим, что внешний облик человека — это отражение внутреннего состояния души, поэтому считаем целесообразным первостепенное значение уделять внутреннему духовному состоянию и личному отношению человека с Богом. Каждый член церкви должен следить за своим внешним видом, чтобы выглядеть как прилично святым. Учитывая тенденции общества к стиранию граней между мужчиной и женщиной и их ролей в семейной жизни, мы рекомендуем верующим сохранять различия полов во внешнем виде, сохранять скромность и чистоту  (1Пет.3,3-41Тим.2,9-10Рим.14,30Мф.7,1Еф.5,3Тит.2,3).

19. О женских покрывалах. 

Мы считаем, что замужняя женщина должна покрывать голову во время молитвы, где бы она ни молилась дома или в церкви. Если кто думает иначе, в соответствии с 1Кор.11,16 мы не спорим по этому поводу.

20. Об алкоголе, курении, наркотиках. 

Мы признаём, что христианин не должен быть рабом алкоголя, табакокурения, наркотиков и любой другой порабощающей зависимости и обязан соблюдать себя в полной трезвости. Мы чрезвычайно опасаемся стать соблазнителями кого-либо, поэтому в нашей церкви, как и во всем братстве церквей ЕХБ РФ принят абсолютный сухой закон, полный отказ от табакокурения и употребления любых наркотических средств  (1Пет.5,81Кор.6,10,12,19-20Гал.5,1).

21. Об оккультизме и другое. 

Мы считаем, что христианство несовместимо с оккультизмом, спиритизмом, магией, заговорами, колдовством, экстрасенсорикой, целительством, гаданиями, астрологией, восточной философией, трансцедентальной медитацией, йогой и т.п. Мы признаём, что всё вышеперечисленное является мерзостью перед Богом, и считаем, что каждый, занимавшийся этим, должен совершить молитву отречения (Втор.18,9-14Деян.19,18-19).

Здесь перечислены не все особенности нашего вероучения, поэтому мы призываем верующих быть очень внимательными и осторожными при встречах и беседах с представителями других деноминаций и конфессий. Советуем всякое учение тщательно проверять в свете Слова Божьего и при необходимости обращаться к компетентным служителям своей церкви за разъяснениями.